Проектный опыт

Автоматизация управленческой отчетности, трансфертного управления ресурсами и аллокаций

Задачи проекта

АО «Банк ЦентрКредит», крупнейший банк Казахстана, в 2013 году принял новую стратегию развития и ИТ-стратегию. Была разработана новая методика управленческого учета и подготовки отчетности для более точной и детальной оценки прибыльности бизнеса. Перед банком встала задача автоматизировать методику и обеспечить расчет финансовых результатов в разрезе центров прибыли, клиентской и продуктовой структуры, каналов продаж с учетом аллокаций накладных расходов и трансфертной стоимости ресурсов.

Решение

Для автоматизации новой управленческой модели была использована СPM-система «Контур», с которой банк имел почти десятилетний опыт работы. При этом банк перешел на новую версию системы — 3.1 и полностью обновил ее технологическую основу: хранилище данных было переведено на СУБД Oracle Database, для организации процессов обмена данными выбрана промышленная интеграционная платформа Informatica PC, для выпуска отчетности использована платформа Cognos BI.

В соответствии с технологическими стандартами Банка ЦентрКредит источником данных для CPM-системы выступает Единое корпоративное хранилище данных (ЕКХД), которое объединяет данные из всех информационных систем. С помощью платформы Informatica PC данные бухучета и сделок, нормативно-справочная информация, данные по клиентам из ЕКХД загружаются в хранилище данных СPM-системы «Контур», где обеспечивается контроль их качества, обогащение, консолидация и расчеты для целей подготовки управленческой отчетности. Также была обеспечена поддержка интеграции CPM-системы «Контур» с АБС Colvir – новым источником данных для ЕКХД.

Обновленная методика подготовки детальной управленческой отчетности с расширенным составом аналитики была автоматизирована с помощью приложения «Управленческая отчетность». Встроенные в приложение инструменты обогащения данных обеспечили поддержку нового состава аналитических разрезов, в которых представлены финансовые результаты банка. С их помощью первичные данные, загружаемые в хранилище, дополняются недостающей для детализации «аналитикой» (клиенты, продукты и др.). Это позволило рассчитывать финансовый результат не только в разрезе подразделений, но и по клиентской и продуктовой структурам. Показатели управленческой отчетности рассчитываются на основе данных бухучета и сделок.

Задачи внедрения методик трансфертного управления ресурсами и аллокирования расходов, были определены банком как ключевые, поэтому их решение было заложено в основу новой методологии подготовки управленческой отчетности. Методика расчета трансфертных доходов и расходов на основе модели согласованной ставки была разработана при поддержке компании Intersoft Lab и автоматизирована с помощью приложения «Трансфертное управление ресурсами». Был использован оптимизированный алгоритм, который помог повысить производительность решения и снизить затраты как при его внедрении, так и при дальнейшей эксплуатации. Для расчета трансфертных цен был применен комбинированный подход с оценкой внутренней стоимости каждой сделки только для основных срочных инструментов - кредитов и депозитов, для остальных ресурсов трансфертные цены устанавливаются по пулу счетов. В результате был исключен затратный и трудоемкий для Банка сбор всех сделок в единое хранилище данных и достигнута необходимая точность в оценке прибыльности подразделений, продуктов, каналов продаж и клиентов.

С помощью приложения «Аллокации» банк автоматизировал многоуровневую модель перераспределения затрат на ЦФО, банковские продукты и клиентов. Модель аллокаций предполагает перераспределение расходов в 5 этапов с использованием более чем 100 шагов. Выполнение аллокаций позволяет банку получать детальную информацию о рентабельности клиентских сегментов и себестоимости продуктов.

Результаты

  • Реализованы требования ИТ-стратегии: готовая отчетность предоставляется в Cognos BI, внедрен единый стандарт интеграции данных на основе платформы Informatica Power Center, система реализована на СУБД Oracle, поддержана интеграция с новой АБС Colvir.
  • Департамент планирования и финансов получил возможность рассчитывать финансовый результат не только  по данным бухучета,  но и по сделкам, что расширило возможности в детализации показателей управленческой отчетности по бизнес-направлениям, банковским продуктам, клиентам и клиентским сегментам. За счет автоматизации расчета трансфертной стоимости срочных ресурсов (депозитов и кредитов) можно адекватно оценивать  рентабельность продуктов и клиентов.  Выполнение аллокаций помогает увидеть результативность бизнес-подразделений,  себестоимость  продуктов и затраты на обслуживание клиентов. Новая система позволяет специалистам департамента видеть бюджет конкретного клиента и продукта и помогает управлять внутренней эффективностью и рентабельностью банка. Сотрудники департамента имеют возможность самостоятельно вносить изменения в модель расчета финансового результата: изменять состав аналитических признаков для детализации, настраивать новые алгоритмы аллокаций и «трансфертов».
  • Повысилось доверие к отчетности со стороны сотрудников и руководства банка, поскольку вся отчетность формируется по выверенным и согласованным данным бухгалтерского и оперативного учета. 
  • Обеспечена оперативность подготовки отчетности, она формируется в ежедневном режиме.
  • Консолидированная отчетность, формируемая в системе, стала востребованной Правлением Банка.